Обучение с подкреплением: Подробное руководство с примерами на Python

Обучение с подкреплением (Reinforcement Learning, RL) — это метод машинного обучения, в котором агент учится взаимодействовать с окружающей средой, чтобы максимизировать получаемое вознаграждение.

Обучение с подкреплением: Подробное руководство с примерами на Python
Краткое содержание

Этот подход особенно эффективен в ситуациях, где правильные действия определяются на основе опыта и взаимодействий.

В этом руководстве мы рассмотрим основные концепции обучения с подкреплением и продемонстрируем их на примере кода на Python с использованием библиотек, таких как OpenAI Gym и stable-baselines3.

Основные концепции

  1. Агент — это объект, который принимает решения.
  2. Окружающая среда (Environment) — мир, в котором действует агент.
  3. Состояние (State) — текущее положение агента в окружающей среде.
  4. Действие (Action) — выбор агента, который изменяет состояние.
  5. Вознаграждение (Reward) — оценка действия агента, которая помогает ему учиться.
  6. Политика (Policy) — стратегия, которой следует агент для выбора действий.

Пример 1: Классическая задача CartPole

CartPole — это одна из самых популярных задач в области RL. Цель состоит в том, чтобы управлять тележкой, поддерживая баланс шеста, который находится на ней.

Установка необходимых библиотек

pip install gym stable-baselines3

Пример кода на Python

import gym
from stable_baselines3 import PPO

# Создание окружающей среды
env = gym.make('CartPole-v1')

# Создание модели агента с использованием алгоритма PPO
model = PPO('MlpPolicy', env, verbose=1)

# Обучение модели
model.learn(total_timesteps=10000)

# Проверка обученной модели
obs = env.reset()
for _ in range(1000):
    action, _states = model.predict(obs)
    obs, rewards, done, info = env.step(action)
    env.render()
    if done:
        obs = env.reset()
env.close()

Пример 2: Более сложная задача — MountainCar

В этой задаче агент должен обучиться заехать на вершину холма, управляя положением и скоростью автомобиля.

Пример кода на Python

import gym
from stable_baselines3 import DQN

# Создание окружающей среды
env = gym.make('MountainCar-v0')

# Создание модели агента с использованием алгоритма DQN
model = DQN('MlpPolicy', env, verbose=1)

# Обучение модели
model.learn(total_timesteps=10000)

# Проверка обученной модели
obs = env.reset()
for _ in range(200):
    action, _states = model.predict(obs)
    obs, rewards, done, info = env.step(action)
    env.render()
    if done:
        obs = env.reset()
env.close()

Основные алгоритмы обучения с подкреплением

  1. Q-Learning — один из самых простых и популярных алгоритмов. Он использует таблицу Q-значений для обновления знаний агента о наилучших действиях в каждом состоянии.
  2. Deep Q-Networks (DQN) — улучшенная версия Q-Learning, использующая нейронные сети для аппроксимации Q-значений.
  3. Policy Gradient Methods — алгоритмы, которые непосредственно оптимизируют политику агента. Примеры включают REINFORCE и PPO (Proximal Policy Optimization).

Реализация Q-Learning на Python

import numpy as np
import gym

env = gym.make('FrozenLake-v1', is_slippery=False)

# Параметры
alpha = 0.1
gamma = 0.99
epsilon = 0.1
num_episodes = 2000

# Инициализация таблицы Q-значений
Q = np.zeros([env.observation_space.n, env.action_space.n])

# Функция выбора действия
def choose_action(state):
    if np.random.uniform(0, 1) < epsilon:
        return env.action_space.sample()
    else:
        return np.argmax(Q[state, :])

# Основной цикл обучения
for episode in range(num_episodes):
    state = env.reset()
    done = False

    while not done:
        action = choose_action(state)
        next_state, reward, done, _ = env.step(action)
        
        # Обновление Q-значений
        Q[state, action] = Q[state, action] + alpha * (reward + gamma * np.max(Q[next_state, :]) - Q[state, action])
        state = next_state

# Проверка обученной политики
state = env.reset()
env.render()
done = False

while not done:
    action = np.argmax(Q[state, :])
    state, reward, done, _ = env.step(action)
    env.render()

Обучение с подкреплением — мощный инструмент для решения задач, связанных с последовательным принятием решений. Используя библиотеки, такие как OpenAI Gym и stable-baselines3, вы можете легко создавать и обучать модели для различных сред. Этот подход применим в самых разных областях, от игр до управления роботами и автоматизации.

Nerd IT 🌀 ML, DS, ANN, GPT
Привет! Меня зовут Семён, я работаю в сфере ML и аналитики данных и пишу в блог nerdit.ru статьи о своем опыте и том, что может пригодиться начинающим в начале их пути изучения больших данных.

Подписаться на новости Nerd IT

Не пропустите последние выпуски. Зарегистрируйтесь сейчас, чтобы получить полный доступ к статьям.
jamie@example.com
Подписаться